Азы поэтического творчества

Тип статьи:
Авторская
Как надо писать   
Прежде всего, нужно много читать, только тогда будет накапливаться большой запас слов, а они могут понадобиться при создании своего произведения. Это называется иметь богатый лексикон.
Перед тем, как начать писать, необходимо создать себе ясный план своего произведения от начала до конца. Надо думать над каждым словом – как оно выражает мысль автора, нужно ли оно, нельзя ли найти ещё более ёмкое, точное и никогда не употреблять слов, имеющих двойной, а иногда и тройной смысл. Произведение должно иметь интересное, сразу завораживающее содержание. Самыми сильными должны быть начало и конец.
Никогда не употреблять часто одни и те же слова, вот для этого и нужен лексикон их, чтобы найти слово, выражающее то же, но другое. Не допускать бледных, невыразительных фраз. Надо помнить, что иногда не только целая строка, но даже одно неудачное, некрасивое слово может испортить всеобщее впечатление от произведения, а правильно найденное, сильное, нужное может дать «заиграть» всему.
Писать надо сжато, выразить многое в нескольких словах, самое больше – в строках, помня мудрое высказывание: «Краткость – сестра таланта». Не допускать никаких длиннот, чем более кратко, тем сильнее, конечно, выражая это именно нужными словами.
Необходимо закончить произведение так, чтобы оно запомнилось читателю. Никогда не растягивать лишними деталями.  Написав свое произведение, отложить его и только через некоторое время перечитать и, если найдётся что-то, где требуется доработка, это и сделать. Всегда стараться делать ещё лучше и интереснее.
Надо любить своё произведение, войти в жизнь героев его и не жалеть времени для работы над ним. Никогда нельзя писать наскоро, не вдумываясь в написанное. Надо писать сердцем.
Необходимо быть вполне осведомленным о том, что пишется, даже, казалось бы, в мелочах, причём следует сказать, что при создании какого бы то ни было произведения, мелочей не бывает.
Если в произведении говорится о добре и зле, то нужно показать их так, чтобы читателя возмутило зло, и он желал бы победы добра. Нельзя забывать о том, чтобы написанное произвело такое впечатление на читателя, чтобы его потянуло к добру, возненавидев зло и жестокость.
Если произведение дано в стихотворных строках, то автор должен строго следить за ритмом их, чтобы нигде не ломался размер стихотворения, иногда одна буква может иметь значение. Стихи всегда должны быть музыкальны. Длинноты и бледность здесь особенно опасны. Надо помнить, что недопустимое в прозе, может нарушить поэтичность стихов, а без неё стихотворения не будет.
Всё, что я говорю здесь, проверено и испытано на множестве отзывов и высказываниях читателей о разных произведениях различных авторов.
Наталья Сердюкова
Речь прозаическая и поэтическая
Размер, рифма, строфа – основы поэтического искусства, а слово – его материал, его инструмент.
Искусство поэзии как бы объединяет в себе отдельные свойства музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, а питает поэзию сама жизнь, которая нас окружает.
Во времена Ломоносова учебники (грамматика и математика) были написаны стихами, но это – не художественные и поэтические произведения. А вот у Гоголя в его повести «Страшная месть» описывается Днепр, но как?!
«Чуден Днепр при тихой погоде…»
Прозаическая речь сообщает нужные и точные сведения.
Поэтическая, художественная речь имеет в виду наши чувства, нашу способность вообразить живую картину, пережить её, откликнуться на неё, войти целиком в то душевное состояние, в котором находился сам автор, когда он создавал своё произведение.
Основные приёмы поэтической речи:
1.Сравнения, которые позволяют ярче представить изображаемую картину (« будто полоса дамасской сабли»).
2.Преувеличения (гиперболы) или преуменьшения (« без меры в ширину и без конца в длину»), как сильнейшее увеличительное стекло.
Излюбленный приём Маяковского:
« В сто сорок солнц закат пылал»
«Солнце моноклем
Вставлю в широко растопыренный глаз».
3.Метафоры – в переводе с древнегреческого «перенесение», но от долгого употребления как бы стираются, тускнеют, теряют первоначальную свежесть (« след простыл», «взвешивать слова», «крылья мельницы») и превращаются в штамп. А надо искать свои!
Поэт-трибун смотрел на слово, как на боевое оружие:
« Хочу, чтоб к штыку приравняли перо…»
4.Эпитет – временное, субъективное нужное автору в данный момент определение (« осенней стужи друг»).
Есть ещё и противопоставление, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Стих, по мнению одного поэта-классика, – лучшие слова в лучшем порядке.
Поэтическое слово – это не обозначение предмета, а образ и переживание. К образности и эмоциональности следует прибавить ещё одну существенную черту – музыкальность. В древней Руси в течение длительного периода поэзия была традиционно музыкальна, тоническая, а исполнители своих произведений были певцами. Но до сих пор в поэзии играет большую роль «музыка слова», значительнее, чем в прозе. В стихах звучит язык чувств, а в прозе – язык понятий, холодного рассудка.
Для ранних стадий развития поэзии французский поэт Теодор де Банвиль даёт следующее определение стиха: «Человеческая речь, ритмизованная таким образом, чтобы её можно было спеть… нет ни поэзии, ни стиха вне пения».
К стихам В. В. Маяковского такое определение не подходит. Да и современные поэты называют свои стихи, как «песня», «романс» и т. д., как бы намекая на их музыкальное воплощение среди остальных своих стихов.
Чтобы приспособить человеческую речь к пению, нет необходимости укладывать её в стихи. Даже стихи одного и того же размера могут быть уложены в такты музыкальные самым различным образом.
Лирическая поэзия Гоголя и Тургенева может производить при чтении большее впечатление, чем совершенно правильные стихи, строго соблюдающие размер.
Есть стихи, которые даже не относятся к поэзии:
« Кто и шутя, и скоро пожелаетъ
Пи узнать, число уж знаетъ» (из дореволюционных учебников геометрии).
Художественная литература отличает поэта от историка примерно так, как мы отличаем художественный фильм от документального.
По Тредиаковскому: « Творение, вымышление и подражание есть душа поэзии; но стих есть язык оной. Поэзия есть внутреннее в тех трёх, а стих токмо наружное».
В сочетаниях «поэтическая проза» или «стихотворение в прозе» внутренняя поэтическая составляющая передаёт отличие от внешнего оформления, внешней формы, отличной от стихов, то есть форма – проза.
Когда вместо вопроса, стихи это или проза, мы должны ответить, хорошие это стихи или плохие, то решающая роль обычно принадлежит уже поэзии. Не каким образом поэт находит для своей мысли стихотворную форму, а что заставляет его обращаться к размеру, рифме и т. д., то есть какое поэтическое содержание на это его подвигнуло – и будет достойным ответом приверженцам «классики».
«Всё, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза» – замечательная градация учителя философии, объяснявшему г-ну Журдену, что такое проза и стихи.
Правильное чередование ударных и неударных слогов может стать основой стиха и без равносложности.
Посмотрим начало басни Крылова «Две бочки»:
« Две бочки ехали: одна с вином
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая вскачь несётся;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом…»
В каждой строчке ударения стоят на чётных слогах, что позволяет разделить эти строки на ямбические стопы, но число стоп изменяется от одной до шести. Такие стихи с переменным числом одинаковых стоп называются «вольными». «Вольные» стихи встречаются часто в лирике (в элегиях, но обычно с менее резкими колебаниями величины строк и в др.).
Порядок ударений, разделяющий стихи на стопы, – основной признак русского классического стиха: в вольных соединяется с рифмой, в белых стихах – с равносложностью. Но есть в современных стихах ещё один признак, который становится основой стиха, – определённое число ударений (правильная расстановка ударений через определённое одинаковое количество слогов не является в этом случае обязательной) в стихе (строке).
Стихи, мера которых основана только на счёте ударений, называются акцентными, свободными тоническими или просто тоническими, в отличие от классических размеров, называемых силлабо-тоническими.
Силлабо-тонический стих – частный случай акцентного стиха.
Из пяти систем (народная, «раешник», силлабическая, силлабо-тоническая и акцентная), отмечаемых в истории русского стиха, деление на стопы свойственно только одной – силлабо-тонической. На таком же принципе – соотношение по длительности (стоп), а не по силе звучания (ударение) – строились стихи древнегреческие, латинские, арабские, персидские, индийские.
Именно существование в русской поэзии народных и книжных форм не позволяет безоговорочно признать, что каждому стиху свойственна определённая система стихосложения. Мы должны допускать какой-то «неметрический метр».
Скандируя стихи (для проверки правильности ямбических и т. д. стихов), подчёркивая их метр (размер), мы делаем равными промежутки между метрическими акцентами, но в естественной декламации пропуски ударений вызывают ускорения, а сверхсхемные ударения – замедление (помимо всяких эмоциональных причин).
Античное деление стихов на калактические (с неполным числом слогов в последней стопе) и акалактические (без такого сокращения) существенно отличается от русской классификации стиховых окончаний.
Мужские (ударение на последнем слоге), женские (последний слог безударный) и дактелические (два последних слога безударные) окончания стиха (строки) не входят в счёт стоп: они характеризуют не последнюю стопу, а сам стих (строку), хотя бы в нём не было никаких стоп.
Отличие нового стихосложения от античного: у нас первичной единицей, которая может делиться на стопы, является стих, в античном – сложение стихов их стоп.
В метрическом стихосложении (из стоп), наряду с «чистыми» метрами (ямб, хорей, амфибрахий, анапест) были широко распространены смешанные метры-стихи, составленные из разных стоп, но в определённой последовательности, с применением спондея (два ударных, без неударного) и пирихея (два неударных, без ударного) и т. д.
Строки (стихи) являются членами более сложных групп – строф.
Переходя от строгих форм стиха к более свободным, мы постепенно пришли к тому свободному стиху, где формальные отличия от прозы доведены до минимума – до типографских средств или, вернее, тех ритмических изменений, которые вызываются этими средствами.
Основное отличие стихов от всех видов прозы заключается в том, что правильность (повторяемость стихотворного ритма) является преднамеренной в самом буквальном смысле слова. Он возникает не как автоматический результат физиологических тенденций, а как осуществление художественных (хотя бы элементарных) намерений.
Правильность стиха обусловлена правилами – заранее заданной системой стихосложения (классический – ямб и т. д., дольник – с одинаковым количеством ударений в строке, белый стих – как классический, но без рифм и т. д.).
Взрослые поэты чаще всего сочиняют стихи, не думая о правилах и даже не зная их. Но зато они обычно знают стихи других поэтов и впитывают их размер в себя ещё с детства.
Ритм стихотворения перед его написание звучит у автора в голове: или в виде «ритмического гула» как у Маяковского и каких-то «та-ра-ра ра-ра-ра», а потом заполняется словами; или в виде осознанных правил.
«Чистая» проза сглаживает ритм, чтобы внимание не отвлекалось от значения слов к значению звуков, к их ритму и интонации.
Стихи – особый вид литературной речи, отличающийся от прозы не столько правильной формой, сколько эмоциональным «током», приближающим письменную литературную речь к устному эмоциональному языку. Цель стиха – «вчувствование» или «вживание».
Вот почему свои стихи стараются декламировать авторы и с эстрадной площадки, и дома, и в кругу друзей, а проза, в основном, печатное слово.

Рифма
Рифма усиливает музыку стихов.
1.Рифма бывает:
– обычная (например, глядит – скрипит – гремит), то есть две буквы окончания; рифмовку называют «дешёвая»;
– богатая (ночлег – телег; утра – шатра; ребусы – троллейбусы), 3-я буква опорная;
– обеднённость рифмовки вызывается рифмовкой одинаковой части речи, в одинаковой грамматической форме (полями – лучами; свою – мою; веслом – багром);
– свежесть рифмовки вызывается соединением различных грамматических форм или различных частей речи (полями – сами; свою – родном краю; багром – паром).
Но! Правильно и точно развитая мысль, идейно и художественно содержательная, не боится и обычной рифмы!!!
2.Виды рифм:
– мужская – последний слог ударный (живой – твой);
– женская – последний слог безударный (туманы – поляны);
– дактилическая – последние два слога неударные (лесенка – песенка).
Рифмы Маяковского не все укладываются в общепринятые правила, но они ослепительно ярки, свежи для слуха, остры и резки.
Рифмовка
Строфа – стихотворные строки, объединённые общей системой рифмовки.
Строфы обычно отделяются друг от друга при печати.
1.Перекрёстная рифмовка.
1)…а
1)…б
3)…а
4)…б
Графически записывается: абаб.
2.Парная рифмовка: аабб.
« Ворон к ворону летит,…а
Ворон ворону кричит:…а
Ворон, где б нам отобедать,…б
Как бы нам о том проведать?»...б
3.Охватывающая рифмовка: абба.
« Вы победили: слава вам, а
А малодушным посмеянье… б
Они на бранное призванье … б
Не шли, не веря дивным снам» а
4.Терцины – строфа из трёх строк, связанных особой системой рифмовки: аба, бвб, вгв. Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Сейчас считают устаревшей.
5.Октава – из восьми строк. Живая в настоящее время. Обычно – пятистопным или шестистопным ямбом. Порядок рифмовки: абабабвв.
6.Сонет – из четырнадцати строк (абаб – 1-й катрен; абаб – 2-й катрен; ввб – 1-й терцет; гбг – 2-й терцет; абаб, абаб, ввг, дгд и др. сочетания). Слово, однажды употреблённое в сонете, не должно повторяться.


© Д. П. Щипаков
Азбука поэта, писателя, критика и публициста.
Орёл: Литературное содружество «Родное полесье»
им. П.Л. Проскурина. 2010.
При использовании материалов статьи ссылка на книгу обязательна.                                                                                           
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...