Об Александре Ивановиче Овчинникове

Об Александре Ивановиче Овчинникове

«Воин, поэт, писатель, краевед»

Моё знакомство с Александром Ивановичем Овчинниковым состоялось в 2003 году, когда я работал председателем обкома профсоюза работников агропромышленного комплекса. Быть может, кто-то сказал Александру Ивановичу, что я длительное время жил на Урале, вблизи тех мест, откуда он был родом, а, возможно, какая-то неведомая сила привела его ко мне. Он будто знал, что именно мне доведётся в будущем вспомнить о нём на широком форуме литераторов и ещё раз обратиться к его творчеству. У меня в кабинете состоялась беседа, мы кое-что узнали друг о друге, восхищались природой Урала, его людьми, их обычаями, а в дальнейшем встречались уже как старые знакомые. Александр Иванович подарил мне три авторских книги: «Десант над Днепром», «Русалкины слёзы» и «Земля отцов», много рассказывал легенд о староверах, живущих в глубинах тайги, поверьях, бытующих среди них, образе жизни. Одна из легенд «Зигзаги любви» легла в основу моей поэмы «Анфиса». Я с его позволения описал её в стихотворной форме (получилось 140 четверостиший), затем прочёл Александру Ивановичу, и тот выразил удовлетворение. Жаль, что нашему знакомству не суждено было длиться долго. Не только «Зигзаги любви» тронули меня. Тронул он сам. Оказывается, его юность пришлась на годы военного лихолетья, что сказалось на его судьбе, как и на судьбах его сверстников: был призван на войну, служил в десантных войсках, воевал на Орловщине, вот почему Орёл стал его второй родиной.

Профессионально Александр Овчинников связал свою судьбу с журналистикой. Длительное время работал фото- и спецкором «Орловской правды». Его произведения (в основном, очерки и рассказы) – об увиденном и лично пережитом. В них он изображал героев своей эпохи, эпохи войны и послевоенного периода с их характерными особенностями, присущими людям таёжных зон нашей страны: честностью, справедливостью, взаимовыручкой, т.е. готовностью придти на помощь в трудную минуту. Некоторые строки, наделённые детской наивностью, верой в колдовские чары, привидения, передавались из уст в уста, из поколения в поколение, из селения в селение. Подобной верой наделены мальчики Саша, Ваня и Семён в рассказе «Земля отцов». Но в этих детях сызмальства также живёт и передаваемая от родителей к детям любовь к своей родине, земле отцов. Когда по воле случая им попались 15 килограммов серебра, они не подумали о самообогащении, а решили передать драгоценности государству на постройку танков.

Тема патриотизма затронута во многих произведениях автора. Его герои прожили жизнь, как он сам выражался, с чистой совестью, добрым сердцем и весёлым нравом, чего порой недостаёт нашей литературе, где преобладают насилие, вражда, разбой, человеконенавистничество. Темой патриотизма проникнуты и работы Александра Овчинникова, посвящённые периоду нашествия на город Орёл немцев в октябре 1941 года. На протяжение многих лет об этом у нас или мало говорили, или не говорили вообще. Создавалось впечатление, что немцам в Орле поднесли хлеб-соль. Словами героя Кротова, воевавшего в десантных войсках, Александр Иванович сокрушается о том, что мало кто знает о подвигах десантников в битвах на подступах к Орлу, а ведь они противодействовали захвату нашего города оккупантами. Кротов не без сожаления восклицает:

–А в Орле знают о десантниках?

–Нет.

–Это за все пятьдесят четыре года (разговор состоялся в 1995 г.) нигде и никогда не вспомнили, даже на митингах, торжествах?

–Ни на одном.

–Эх! Люди, люди! Какая жестокость!

Александр Овчинников подробно описывал эпизоды сражений советских десантников с неизмеримой силой немцев, например: «Мы повернули головы в сторону ожидаемого наступления противника. Слева и справа поблёскивали зеркальные воды рек Цна и Оки. Танки шли на малой скорости один за другим. Начался бой. Немцы то отходили, неся потери, то снова наступали при поддержке авиации. Все попытки гудерианцев прорваться в Орёл со стороны Гати и Симферопольского шоссе не увенчались успехом. Парашютисты не отступили. Только на следующий день немцы заняли город Орёл. Когда стемнело, смельчаки, оставшиеся в живых, решились на авантюру: на немецких трофейных танках промчаться по улицам города и в районе Мценска соединиться со своими частями. На 4-х танках и 3-х бронемашинах они колонной двинулись по асфальту, смело и уверенно, как истинные непобедимые арийцы. Была вторая половина ночи. В темноте не было видно, кто на броне: немецкие солдаты или русские десантники. Когда немцы спохватились, наши уже были под Мценском у своих».

Александр Иванович немало времени уделил и краеведению. В его творческом арсенале нашлись повествования о пребывании поэта Михаила Юрьевича Лермонтова на орловской земле. Его убеждения в этом перекликаются с утверждениями Мценского краеведа Алексея Макашова относительно остановки великого поэта весной 1841 года в селении Мишково Мценского уезда в период его последней командировки на Кавказ. Некоторые скептики относятся к этому с недоверием, мол, это не подтверждается так называемой подорожной картой, которая выдавалась властями путникам дальнего следования, отправляющимся по важным делам. Однако А.Макашов, детально изучив жизнь поэта в 1840 году, получил хронологическое подтверждение. С 12 по 15 октября 1840 года, командуя «летучей сотней казаков», Лермонтов отличился в бою у реки Валерик, был награждён золотой саблей с надписью: «За храбрость», и ему был предоставлен отпуск. В этом же бою рядом с ним находился его друг, орловец Михаил Павлович Глебов, который получил серьёзное ранение. Позже командование дважды представляло Лермонтова к высокой награде, и каждый раз его фамилию вычёркивали. Лермонтов намеревался уйти в отставку и всецело отдаться творчеству, но тут пришёл приказ о его срочном выезде на Кавказ. Перед отъездом Михаил Юрьевич имел встречи со своими друзьями: поэтом Жуковским, издателем Краевским, знакомой Пушкина Карамзиной, редактором Плетнёвым. На прощальном вечере он долго беседовал с вдовой А.С.Пушкина Натальей Николаевной. 14 апреля Лермонтов выехал из Петербурга и через три дня был в Москве. 23 апреля он покинул Москву и в Туле догнал своего друга, дальнего родственника А.А.Столыпина, который также следовал на Кавказ. Вспомнив о товарище по службе М.П.Глебове, они решили по пути заехать в селение Мишково Мценского уезда и навестить его, поскольку знали, что он в то время находился в своём имении на отдыхе после ранения. Глебов был рад встрече и всячески пытался доставить друзьям удовольствие, как писал некий Г.Коробьин в 1890 году. Из соседних деревень были приглашены девушки, которые развлекали молодых офицеров. Особое внимание поэта привлекла молоденькая красивая крестьянка. Глебов, заметив это, велел ей остаться на барском дворе для услужения гостю. Имеются сведения, что от этого романа у Лермонтова родился сын, который дожил до глубокой старости и похоронен близ Мишково.

В 1962 году, как пишет А.И.Овчинников, группа литераторов города Орла посетила места пребывания Лермонтова во Мценском уезде, встретилась со старожилом Александром Ивановичем Бычковым, и тот, ссылаясь на слова своей матери, показал территорию, где располагалась усадьба Глебовых, и место, где последним хозяином усадьбы А.К.Юрасовским был установлен бюст М.Ю.Лермонтову.

Трагична судьба ГлебоваМ.П. Он был секундантом у Лермонтова на роковой дуэли в Пятигорске, за что понёс наказание, но, учитывая личную храбрость, его оставили на службе. Во время выполнения одного из важных заданий Глебов попал в плен, где чеченцы удерживали его два месяца. Благодаря договору с горскими племенами нагайцев, из плена его выкрали, и он продолжил службу в качестве адъютанта наместника Кавказа Воронцова. И всё же его не обошла чеченская пуля. В одном из боёв близ селения Салты М.П.Глебов погиб.

Здесь я коснулся только части творчества Овчинникова, потому как оно нуждается в достаточно подробном и внимательном изучении специалистами, которые смогут сделать соответствующие выводы и написать рекомендации будущим литераторам.

Таким образом, Александр Иванович Овчинников внёс достойный вклад в развитие литературы Орловского края, проявив истинную любовь к своей Родине.

© Николай Зеленин

Путешествуя среди имён.

Орёл: ООО Полиграфическая фирма «Горизонт», 2017.

При использовании материалов статьи

ссылка на книгу обязательна.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...